Административная ответственность за экологические правонарушения

Содержание
  1. Виды ответственности за экологические правонарушения
  2. Определение
  3. Какие существуют виды экологических правонарушений
  4. Классификация
  5. Состав преступления
  6. Ответственность
  7. Виды ответственности за совершение экологических правонарушений
  8. Экспертиза
  9. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
  10. Основание юридической ответственности за экологические правонарушения:
  11. Проблемы привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения:
  12. Уголовная и административная ответственность
  13. Гражданско-правовая ответственность
  14. Дисциплинарная ответственность
  15. Административная ответственность за экологические правонарушения
  16. Кафедра права и правоохранительной деятельности
  17.      
  18. Экологические преступления: административная и уголовная ответственность по статьям 8.8, 8.2, 8.1, 8.25, 8.28, 8.37 КОАП РФ и главе 26 УК РФ
  19. Общая характеристика экологических преступлений как объекта УК
  20. Уголовная ответственность за экологические преступления
  21. Административная ответственность за экологические правонарушения

Виды ответственности за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения

На сегодняшний день в законодательстве имеется несколько видов ответственности за совершаемые экологические преступления в сфере использования резервов природы и сохранения окружающей среды. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое экологические правонарушения, виды ответственности за них в соответствии с законами.

Экологическими преступлениями или правонарушениями называются действия или бездействия, противоречащие требованиям экологических правовых норм.

На деле это выражается как противоправное экологически вредное или небезопасное действие, посягающее на установленные порядки в области экологической безопасности.

Определение

Экологические правонарушения — это нанесение экологического вреда при совершении противоправных действий.

СПРАВКА! Отражение сути понятия состоит в том, что нарушителями могли быть предприняты какие-то действия или бездействия, повлекшие ухудшение состояния окружающей среды или же они могли совершить правонарушения, которые определены законами.

В понятие правонарушения в сфере экологии входят некоторые противоправные действия, за совершение которых должны следовать наказания

. В соответствии с законом, за нарушения такого рода предусмотрено несколько видов ответственности:

— уголовная;

— административная;

— гражданско-правовая;

— дисциплинарная.

Какие существуют виды экологических правонарушений

Существует три вида нарушений:

  1. Которые совершены владельцами природных ресурсов по закону.
  2. Которые совершены природопользователями.
  3. Которые совершены лицами, не относящимися ни к одной из вышеперечисленных категорий.

Также экологические правонарушения различаются по состоянию объектов природы на следующие виды:

  1. Нанесение ущерба
  2. Уничтожение
  3. Порча.

Ещё одно разделение экологических правонарушений происходит по объекту посягательства:

  1. Лесные
  2. Водные
  3. Земельные
  4. Горные.

Классификация

При наличии в составе правонарушения объектов посягательства из одной группы правонарушений, то применяется следующая классификация:

  1. Нанесение повреждений и уничтожение природных ресурсов, что является противоправным.

СПРАВКА! Сюда относится засорение, загрязнение вод, сильный ущерб, нанесенный сельскохозяйственным угодьям, истребление площадей лесов.

  1. Игнорирование или нарушение правил передачи в собственность природных ресурсов, которые связаны с вероятностью нанесения ущерба окружающей среде. Сюда относят внедрение в работу предприятий и технических конструкций, которые наносят ущерб окружающей среде.
  2. Неисполнение определенных правил сохранения окружающей среды или бездействие.
  3. Умышленное применение природных ресурсов в своих корыстных целях. К примеру, сбор редкий растений, растущих в дикой природе.

Состав преступления

Экологические правонарушения могут состоят из следующих действий:

  1. Засорение или истощение источников и подземных вод, причинение им вреда, которое влечет за собой изменение их природных свойств. В особенности, когда оно представляет опасность для растительного и животного окружения.
  2. Превышение норм возможных выбросов в атмосферу разных вредных веществ или неверная работа технических устройств, которая повлекла за собой ухудшение свойств воздуха или его загрязнение.
  3. Сброс вредных веществ и материалов в моря и других водные источники, вследствие чего происходит их загрязнение, что вредит здоровью людей и других живых организмов.
  4. Неправильное применение ядохимикатов или удобрений, вследствие чего происходит загрязнение или отравление земельных площадей.

СПРАВКА! Сюда же относят неправильную транспортировку вредоносных продуктов.

  1. Неаккуратное или неправильное обращение с огнем и другими опасными источниками, в результате чего наносится ущерб или уничтожается лесной фонд.
  2. Вырубка леса или кустарников, являющееся незаконным, совершенные в больших размерах, которые нарушают общий баланс окружающей среды.
  3. Истребление или незаконная охота на животных, причинение крупного ущерба. Кроме того, сюда относится использование в отношении фауны заповедников и лесов транспорта, взрывчатки, отравляющих газов.
  4. Нанесение крупного ущерба вследствие незаконного вылова рыбы, растительности, морских млекопитающих с помощью самоходных транспортных средств, взрывчатых или химических веществ.
  5. Незаконное строительство конструкций (мостов, дамб), производство лесоповала, повлекшее массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  6. Изготовление отходов, вредных для окружающей среды, их неправильное хранение и транспортировка. Кроме того, сюда относят утилизацию — выброс в окружающую среду.
  7. Неаккуратное или незаконное обращение с радиоактивными материалами.
  8. Нарушение санитарных правил и норм безопасности.

Ответственность

Установленные действующим законодательством правила в области пресечения, выявления, предотвращения нарушений в отношении природы и ее сохранения, являются методом контроля.

СПРАВКА! Вид ответственности за эти правонарушения назначаются в процессе судебного заседания или определяется контролирующими органами.

https://www.youtube.com/watch?v=eaLFhfYkY_w

Экологический контроль ведётся не только государством, а также делится на следующие виды:

— общий;

— муниципальный;

— общественный;

— производственный;

— государственный.

Любой из этих видов контроля ведётся в следующих целях:

  1. Наблюдение за следованием физическими и юридическими лицами экологическому законодательству.
  2. Соблюдение всех требований и нормативных документов, которые предоставляются.
  3. Обеспечение безопасности природного окружения и экологической сохранности.

Итак, получается, что экологический надзор является одним из средств управления охраной природы и:

— ведётся специальными органами и представителями государственной экологической инспекции;

— имеет вне- и надведомственный характер;

— связан с использованием разнообразных административных мер.

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений

Государственный контроль ведётся специальными органами на основе правовой базы, которые имеют полномочия и должны обеспечивать постоянный экологический надзор.

Производственный контроль ведётся с целью исполнения, обеспечения хозяйственных процессов или деятельности производства и разнообразных мероприятий, которые направлены на охрану природы и рациональное использование ее ресурсов.

Субъекты хозяйствования дают информацию о предложениях органам исполнительной власти, которые регулярно проверяют их в порядке, установленном законодательством.

СПРАВКА! Муниципальный контроль ведётся на территории, которая вверена им местными органами самоуправления в порядке, установленном законом.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

За экологические правонарушения предусмотрены следующие виды ответственности:

— административная;

— дисциплинарная;

— уголовная ответственность за экологические правонарушения.

При привлечении к любому из видов ответственности, человек также не освобождается он возмещения причиненного вреда и остальных видов компенсаций и денежных взысканий.

Физические лица могут привлекаться к материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Юридические, а также физические лица могут привлекаться и к административной ответственности.

Согласно законодательству, привлекаться к ответственности могут люди старше 16 лет. Согласно гражданскому судопроизводству, несовершеннолетние лица в возрасте с 15 до 18 лет несут ограниченную ответственность, при наступлении совершеннолетия — полную.

Уголовную ответственность могут назначать людям за совершение оконченного преступления.

СПРАВКА! За попытку совершения преступления или его подготовку, а также за покушение на преступление данная мера пресечения не может быть назначена.

Административная ответственность

За экологические правонарушения предусмотрена административная ответственность, когда происходят противоправные деяний, совершенные преднамеренно или по неосторожности.

К нарушителям такого рода применяются наказания штрафами, предупреждения, конфискации, изъятие орудия и лишение специальных прав физических лиц на применение конкретного вида деятельности, из-за которого был нанесен ущерб.

Административные экологические правонарушения не наносят вреда состоянию здоровья людей и не приводят к уничтожению животных и растительных ресурсов, однако нанесли серьезный ущерб или были направлены на достижение некоторых уголовных нарушений, но не осуществились полностью.

Экспертиза

Чтобы выявить и установить преступления и нарушения, формируется экологическая экспертиза, направленная на выявление и предупреждение неблагоприятного влияния на окружающую среду. По результатам этой экспертизы наступает юридическая ответственность.

СПРАВКА! Проводить государственную экспертизу можно только федеральная исполнительная власть.

Любые виды проектной документации, независимо от назначения объектов, обязаны проходить экологическую экспертизу. Если в процессе выявляются несоответствия, то наступает правовая ответственность.

Экспертиза основывается на следующих принципах:

— выявление возможных опасностей для окружающей среды от любых намечаемых видов деятельности;

— проводится экспертиза исключительно до принятия решения о строительстве и реализации проекта;

— оценка наступивших последствий для природы происходит в комплексе;

— требования, предоставляемые во время проведения экологической экспертизы, учитываются в обязательном порядке;

— полнота и правдивость предоставляемых данных;

— экспертное мнение экологической экспертизы должно быть независимым;

— сделанные выводы должны быть точными и обоснованными с научной точки зрения;

— заключения по результатам экспертизы должны быть законны;

— результаты экспертизы подлежат гласности;

— участники экспертизы несут ответственность за ее качественное проведение и организацию.

Юридическая ответственность может наступать по факту заключения экспертизы, если она выявит нарушения существующим норм и правил.

СПРАВКА! Вид и способ присуждаемой ответственности зависит от того, какие конкретно нарушения были допущены.

Дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения строго выговора. Кроме того, работник организации или должностное лицо могут быть уволены.

Сохранение окружающей среды должны в обязательном порядке являться заботой абсолютно каждого человека. В особенности это касается предприятий и хозяйственных объектов. Нужно всегда помнить о том, что проявляя заботу об окружающей среде и сохраняя ее, мы обеспечиваем будущее следующим поколениям.

Источник: https://onlineserviceip.ru/pravovye-aspekty/ekologicheskie-pravonarusheniya-vidy-otvetstvennosti.html

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Административная ответственность за экологические правонарушения

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде”

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Основание юридической ответственности за экологические правонарушения:

  • совершение экологического правонарушения – виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы экологического законодательства.

Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности (объектов атомной энергетики, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений), при этом причинитель вреда возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.

Основание для привлечения лица к имущественной ответственности за экологические правонарушения:

  • причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Проблемы привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения:

  1. сложность определения в общем виде состава экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки;
  2. сложность выделения родовых признаков в отношении объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Например, у экологических преступлений, за редким исключением, состав материальный, то есть преступление считается оконченным при наступлении вредных последствий, следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательным.

В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы, иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуется.

Уголовная и административная ответственность

Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков.

Высказываются мнения о латентности экологической преступности, поскольку в связи с трудностью доказывания умышленного совершения деяний и причинно-следственной связи между действием или бездействием и наступившими последствиями, на практике вместо уголовной ответственности виновное лицо нередко привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности.

В УК РФ и КоАП РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы по способам описания диспозиций норм. К таким составам можно отнести, например, ст. 8.1.

КоАП РФ “Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов” и ст. 246 УК РФ “Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ”.

И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды (экологических требований) на различных стадиях хозяйственной деятельности: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий и иных объектов, с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, необходимо наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Определенную ясность при квалификации деяний как экологических преступлений или административных правонарушений вносят разъяснения вышестоящих судов. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 5 ноября 1998 г.

“О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения” указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков заключается в более высокой степени их общественной опасности, кроме того, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.

Помимо уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, устанавливается еще два вида ответственности – гражданско-правовая и дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность

Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде, то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности.

Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения.

Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

м гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения.

В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера – уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней работников, совершивших дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица – работодателя к административной или гражданско-правовой ответственности. При этом между двумя правонарушениями (дисциплинарным и административным проступками или деликтом и дисциплинарным правонарушением) можно проследить как прямую, так и обратную взаимосвязь: действия работника, нарушившего выполнение своей трудовой функции, причинили вред окружающей среде, нарушили экологические требования, за что юридическое лицо привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности (выплачивает штраф, возмещает вред), и, в свою очередь, накладывает дисциплинарное взыскание на виновного работника. Данное положение свидетельствует о нарушении принципа недопустимости двойной ответственности за один совершенный проступок, хотя в части привлечения к так называемой налоговой ответственности, основанием применения которой являются положения НК РФ и административной ответственности в части налоговых правонарушений, правило “двойной ответственности” также действует.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

В ст. 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Этот перечень не является исчерпывающим: в Федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий к работникам.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, но его непредоставление не является препятствием для применения взыскания в отношении работника.

Особенностью дисциплинарных взысканий являются сроки их применения – не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

В юридической литературе нередко высказывалось мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности, которая включает в себя имущественную, уголовно-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. Но говорить о подобном понимании “эколого-правовой ответственности” можно лишь с точки зрения науки экологического права, как о комплексном институте, включающем в себя положения о различных видах юридической ответственности за экологические правонарушения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vidi-iuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-v-oblasti-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I» 

Гуманитарно-правовой факультет

Кафедра права и правоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Административное право»

на тему: «Административная ответственность 

за экологические правонарушения»     

                      Выполнила: ст-ка Ювв-2-3 З/О 
                      Проверила: ст. преподаватель

Воронеж 2012

     

        Список использованной литературы…………………………………………………32

     Введение 

     Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности.

Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

     Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.

Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны.

Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды.

     С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

     Изучение экологического законодательства важно потому, что правонарушения преступают интересы, обуславливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку.

Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.

     Свод законодательных актов, существующих в РФ и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды.

     Предметом – административная ответственность за экологические правонарушения. Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в обзоре видов и степеней ответственности, предусмотренных законом за экологические правонарушения.

     Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

     – дать определение и классификацию понятию и видам экологических правонарушений;

     – проанализировать субъект, объект правонарушения, субъективную и объективную стороны правонарушения;

     – охарактеризовать особенности административной ответственности за экологические правонарушения;

     – определить круг проблем в сфере административной ответственности за экологические правонарушения.

     В связи с заявленной проблемой исследования, а также определенной спецификой поставленных задач, необходимо отметить, что рассмотрение правовых основ административной ответственности за экологические правонарушения предполагает применение соответствующих методов исследования, которые позволят добиться более эффективной реализации имеющихся данных. Основой исследовательского подхода данного исследования стал синтез дедуктивного и индуктивного метода. В качестве специального метода исследования применен формально-юридический метод.

     При исследовании темы использованы монографии и статьи из периодических изданий таких авторов как А.Б.Венгеров, Н.С.Малеин, Ю.А.Денисов, Н.А.Матузов, А.В.Малько и др.

ГЛАВА 1. Общая характеристика административного правонарушения 

     1.1 Понятие и виды административных правонарушений 

     Понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ1. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

     Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния.

     Противоправность – это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.

     Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными2.

     Итак, первый признак административного правонарушения – общественная вредность.

     Второй признак – административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

     Третий признак административного правонарушения — это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

     Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

     Пятый признак административного правонарушения — виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

     Шестой признак административного правонарушения — наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено, например, истек срок давности, отменена норма и т. д3.

     Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.

     Прежде всего, необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ4 и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ).

Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ).

     Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и сформированы главы Особенной части КоАП РФ.

     Таким образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.

8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл.

15), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка управления (гл.

19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).

     Административные правонарушения можно классифицировать и по субъектам административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица и юридические лица.

     Административные правонарушения можно различать и по форме вины. Так, встречаются умышленные правонарушения, например, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ5); правонарушения, совершенные по неосторожности, например небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату данного удостоверения (паспорта) (ст. 19.16 КоАП РФ).

     Кодекс об административных правонарушениях предусматривает основные и дополнительные административные наказания.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний.

В то же время возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний (ст. 3.3 КоАП РФ)6.

     1.2 Особенности и отличительные черты административных правонарушений 

     В общей теории права, в настоящее время, выделяются следующие свойства правонарушения, образующие в совокупности его понятие:

Источник: https://www.turboreferat.ru/administrative-law/administrativnaya-otvetstvennost-za-jekologicheskie-pravonarusheniya/143804-729343-page1.html

Экологические преступления: административная и уголовная ответственность по статьям 8.8, 8.2, 8.1, 8.25, 8.28, 8.37 КОАП РФ и главе 26 УК РФ

Административная ответственность за экологические правонарушения

Одной из разновидностей преступных посягательств являются экологические преступления. Они направлены против безопасности окружающей природной среды, которая является условием и средством выживания живых организмов. За экологические преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность в зависимости от степени тяжести деяния.

Общая характеристика экологических преступлений как объекта УК

Уголовный кодекс прямо указывает, что помимо охраны прав и свобод граждан, их собственности и общественного правопорядка одной из задач человека является охрана окружающей среды.  Важность обеспечения экологической безопасности связана с тем, что во многом от чистоты почвы, воздуха и качества продуктов питания зависит здоровье граждан.

Все составы преступлений, которые перечислены в Уголовном кодексе в качестве экологических преступлений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, можно разделить на три основные категории:

  • специальные составы;
  • смежные;
  • дополнительные.

Также можно различить два вида экологических преступлений: которые посягают на правопорядок в целом и на отдельные природные ресурсы.

Под смежными составами преступлений в области охраны окружающей среды понимаются деяния, которые имеют экологический состав лишь при определенных обстоятельствах.

Они приобретают экологическое значение, лишь если при совершении противоправных действий нарушаются правила природопользования. Это, например, терроризм (ст. 205 УК РФ), нарушение правил противопожарной безопасности (ст.

219 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356), хищение радиоактивных материалов (ст. 221).

Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут стать граждане в возрасте от 16 лет.

Объект экологических преступлений – общественные отношения по вопросам использования природных ресурсов, обеспечения правопорядка при воздействии на окружающую среду, экологической безопасности населения, сохранения качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологических преступлений – окружающая среда и ее компоненты, продукты человеческой деятельности, воздействующие на природу.

Объективная сторона преступления может иметь форму действия или бездействия. Субъективная сторона может иметь форму умышленной или неосторожной вины (причинение вреда по неосторожности).

Уголовная ответственность за экологические преступления

Специальные экологические составы преступлений содержатся в Главе 26 УК РФ из 9 раздела «Преступления против общественной безопасности и правопорядка». Указанные здесь правонарушения могут грозить нарушителю штрафом, ограничением свободы, исправительными работами, арестом, лишением свободы или права занимать определенные должности.

26 Глава УК РФ содержит следующие составы преступления:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), законодательства РФ о континентальном шельфе (ст. 253 УК), охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ), охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);
  • порча земли (ст. 254 УК РФ);
  • незаконная охота (ст. 258 УК РФ);
  • добыча и оборот животных и рыб из Красной книги (ст. 258.1 УК РФ);
  • незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ);
  • незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 262 УК РФ);
  • уничтожение критических местообитаний организмов из Красной книги (ст. 259 УК РФ).

Ответственность за экологические преступления по УК зависит от статьи и может предусматривать:

  • штраф в размере 200-700 МРОТ (такая мера наказания предусмотрена практически по всем статьям);
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, по ст. 257 УК “Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов” такое наказание установлено в пределах 3 лет);
  • обязательные работы, которые предполагают выполнение осужденным определенных работ в свободное время (например, по ст. 260 УК РФ за незаконную вырубку леса такое наказание устанавливается в пределах 240 часов);
  • исправительные работы, которые отбываются по месту работы лица, при этом из его зарплаты удерживается ежемесячно определенная денежная сумма в пользу государства (5-20%) – данная мера наказания применяется к осужденным за загрязнение атмосферы по ст. 251 УК РФ (на срок до 2 лет), порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 2 лет) или нарушение режима пользования особо охраняемых территорий по ст. 261 УК РФ (также до 2 лет);
  • ограничение свободы, предполагающее нахождение заключенного в специальном учреждении под надзором без изоляции от общества – например, за порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 3 лет);
  • арест, который заключается в содержании осужденного в строгой изоляции – например, за загрязнение атмосферы или вод – до 3 месяцев;
  • лишение свободы на определенный срок – например, по ст. 258 УК РФ “Незаконная охота” лицо могут приговорить к сроку до 2 лет лишения свободы.

Помимо Уголовной ответственности, за экологические преступления может наступать и административная. Признаками отнесения преступления к уголовному является его повторное совершение (по ст. 260 УК РФ), наличие в действиях лица умысла, причинение крупного ущерба (например, по ст. 248-249 УК РФ) и др.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с КоАП. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования посвящена Глава 8 указанного документа.

По нормам административного производства к лицу могут применяться такие меры наказания, как предупреждение, штраф, изъятие или конфискация орудия преступления, лишение спецправа, предоставленного ранее лицу (например, на пользование определенными природными ресурсами или занятием предпринимательской деятельностью в указанной сфере).

При этом выплата штрафа не освобождает виновных от устранения последствий нарушения.

Законодательство не содержит четкого определения административного правонарушения (в частности, в ФЗ-7 “Об охране окружающей среды” оно отсутствует).

Но в экологическом праве уже сложилось свое понятие данного термина за годы правоприменительной практики.

Административный экологический проступок – посягающее на экологический порядок противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность.

Основаниями для привлечения лица к административной ответственности являются наличие в его действиях экологического проступка, вина субъекта, наличие правовой нормы, которая устанавливает санкции за нарушения.

Административная ответственность наступает только за определенные экологические правонарушения. Ее субъектами могут быть любые физические или юридические лица.

При назначении ответственности учитываются следующие правила:

  • она применяется строго в компетенции спецоргана или должностного лица;
  • предусмотрен строгий процессуальный порядок, подразумевающий сбор доказательной базы, составление протокола и рассмотрения дела и пр.;
  • применяются только взыскания по нормам КоАП;
  • допускается освобождение от ответственности при его малозначительности;
  • ответственность дифференцирована в зависимости от должности;
  • наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от возмещения вреда и пр.

Важным отличительным признаком административной ответственности является наложение штрафных санкций, зависящих от характера правонарушения.

Административная ответственность за экологические преступления наступает по следующим основаниям:

  • несоблюдение общих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (по ст. 8.1 КоАП);
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в процессе сбора, накопления, обезвреживания, транспортирования отходов производства и иных опасных веществ (по ст. 8.2 КоАП);
  • вред, причиняемый недрам, землям и водам за порчу земель (по ст. 8.6 КоАП);
  • нецелевое использование земель (по ст. 8.8 КоАП);
  • несоблюдение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (по ст. 8.9 КоАП);
  • нерациональное использование недр (по ст. 8.10 КоАП);
  • нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной зоне (по ст. 8.42 КоАП);
  • посягательства на воздух, лес и животный мир (по ст. 8.21 КоАП);
  • нарушение правил использования лесов (по ст. 8.25 КоАП);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 8.35 КоАП).

Например, за выброс мусора в лесу по ст. 8.1 КоАП придется заплатить штраф до 5 тыс. р. для физлиц, до 30 тыс. р. для должностных лиц и до 200 тыс. р. для фирм и предприятий. При этом нарушителей могут привлечь к уборке леса.

Рассмотрим также пример, как разграничиваются уголовные и административные наказания за одно и то же преступление на примере браконьерства и незаконной охоты. При нарушении установленных правил охоты применяется административная ответственность по ст. 8.37. Она влечет наложение штрафа в размере 500-4000 руб.  либо лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет.

Штраф за браконьерство по ч. 2 ст. 8.17 КоАП влечет штраф для граждан в размере 2-5 тыс. р. с конфискацией судна, должностных лиц – 20-30 тыс. р., юрлиц – 100-200 тыс. р.

Если незаконная охота привела к причинению крупного ущерба, осуществлялась с применением механических ТС или воздушных судов; была направлена против зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, либо производилась на особо охраняемой территории, то применяются нормы УК ст. 258. Такое деяние наказывается:

  • штрафом до 200 тыс. р.;
  • обязательными работами на срок до 480 часов;
  • исправительными работами на срок до 2 лет;
  • арестом на срок до 6 месяцев.

Таким образом, экологические преступления – это широкий спектр правонарушений против окружающей среды, которые прямо влияют на жизнь и здоровье людей. За указанные деяния в зависимости от их масштаба и тяжести общественных последствий предусмотрена административная или уголовная ответственность.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/ekologiceskie-prestuplenia.html

Профессиональный юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: