Кто является учредителем унитарного предприятия

Содержание
  1. Муниципальное унитарное предприятие (МУП): что это такое и как создается
  2. Организационная форма
  3. Имущество
  4. Распоряжение имуществом
  5. На основании чего действует
  6. Как создается
  7. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
  8. Порядок создания унитарного предприятия
  9. Для чего создаются унитарные предприятия?
  10. Как оформляется решение о создании УП?
  11. Что должен содержать устав предприятия?
  12. Уставный фонд унитарного предприятия
  13. Операции с уставным фондом УП
  14. Что такое унитарное предприятие? – SPRINTinvest.RU
  15. Понятие унитарного предприятия
  16. Признаки унитарного предприятия
  17. Создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
  18. Учредительные документы унитарного предприятия
  19. Классификация унитарных предприятий
  20. Имущество (активы) унитарного предприятия
  21. Уставный фонд
  22. Муниципальное унитарное предприятие — определение, форма собственности, деятельность
  23. Правовые характеристики МУП
  24. Задачи, решаемые муниципальными образованиями
  25. Права, ограничения, обязанности
  26. Обязательные атрибуты учреждений
  27. Что это означает муниципальное унитарное предприятие
  28. Характеристика унитарного предприятия в 2019 году
  29. Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов
  30. Имущество, принадлежащее унитарному предприятию
  31. Достоинства и недостатки
  32. Реорганизация унитарных предприятий

Муниципальное унитарное предприятие (МУП): что это такое и как создается

Кто является учредителем унитарного предприятия

Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.

Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

Организационная форма

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:

  1. «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  2. «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
  3. «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.

Имущество

Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

! Добавить вид деятельности в ООО: какие нужны документы и как действовать

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти.

В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования.

Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

Распоряжение имуществом

МУП не имеет права продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местного органа власти. Оно также не может создавать дочерние общества.

Однако они могут вкладывать часть финансов в капитал коммерческих обществ или товариществ, если это разрешено Уставом и местным законодательством. Доходы от такого рода вкладов фиксирует бухгалтерская отчетность предприятия.

Кроме того, МУП в определённых пределах может распоряжаться доходами, полученными от своей деятельности. В частности, из них производится оплата труда руководителей и работников общества.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается

Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Далее следует открытие расчётных счетов в банках, постановка на учёт в налоговой инспекции, изготовление печати и ряд других действий – однако к этому моменту основные стадии уже пройдены.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва)
+7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург)


8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)

Источник: https://potrebiteli.guru/zakonyi-i-prava/munitsipalnoe-unitarnoe-predpriyatie.html

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Кто является учредителем унитарного предприятия
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику.

Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики.

По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/sozdanie-unitarnogo-predpriyatiya-i-ego-ustavnyj-fond.html

Что такое унитарное предприятие? – SPRINTinvest.RU

Кто является учредителем унитарного предприятия

Коммерческую организацию, способную вести хозяйственную деятельность за счет использования имущества (активов), которое было закреплено за ней собственником, в пределах, им же установленных, принято именовать унитарным предприятием.

Законодательство, регламентирующее деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, напрямую запрещает им полученное для ведения бизнеса имущество (активы) распределять между штатными сотрудниками или по вкладам.

Эта особенность выделяет унитарные предприятия из массы прочих разновидностей коммерческих организаций.

Цель сегодняшней публикации – последовательно и непредвзято разобраться в том, что собой представляет унитарное предприятие, каковы его признаки, виды, учредительные документы, а также рассмотреть ряд смежных вопросов.

Понятие унитарного предприятия

Унитарные предприятия — это коммерческие фирмы, за которыми закрепляется имущество (активы), предоставленное учредителями на ограниченных правах.

Органы управления такими компаниями являются единоличными, поэтому для работников и руководителей компаний исключается любая возможность членства.

Цель их создания – генерировать стабильный доход, при этом на протяжении всего срока существования они должны перечислять часть прибыли учредителю.

Федеральным законодательством подробно описываются особенности унитарного предприятия, перечисленные в нижеследующей таблице.

КАТЕГОРИЯСОДЕРЖАНИЕ
Учредительные документыГлавным учредительным документом (и единственным!) является устав
учредительных документовДолжны содержать общую информацию, а также данные, касающиеся вида осуществляемой деятельности и целей создания
НаименованиеДолжно указывать на учредителя, единовластно владеющего имуществом
Имущественные праваПраво хозяйственного ведения либо – для государственных унитарных предприятий — право оперативного управления
РуководствоДиректор предприятия назначается непосредственно учредителем. Если собственник сделать это лично не может или не желает, он наделяет соответствующим полномочиями своего официального представителя. На его имя в обязательном порядке оформляется доверенность, которая заверяется в нотариальной конторе.
Права учредителяУчредитель имеет законное право в любой момент изъять имущество (активы) унитарного предприятия, которое было ему передано для осуществления коммерческой деятельности. Основанием для его изъятия является использование не по назначению, не задействование в работе компании.
Ответственность учредителяУчредителя можно привлечь к ответственности за нарушения, допущенные руководством компании, если она создавалась на правах оперативного управления. Если организация была образована на правах хозяйственного ведения, учредитель не несет ответственности своим имуществом по ее долговым обязательствам как перед кредиторами, так и перед бюджетом.

Существуют и иные особенности функционирования унитарных предприятий, которые будут описаны нами далее.

Признаки унитарного предприятия

Российским федеральным законодательством описаны все основные признаки унитарного предприятия. К ним можно причислить следующие:

  1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество (активы) учредителей.
  2. Имущество (активы) унитарного предприятия находится в государственной, муниципальной или частной собственности в зависимости от формы собственности учредителя.
  3. Предприятие может владеть имуществом на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  4. Такая организация самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое было приобретено ею в процессе осуществления коммерческой деятельности. Она не несет никакой ответственности по долговым обязательствам своего учредителя.
  5. Унитарная организация должна иметь личную печать (круглую), на которой должны присутствовать ее название, код, место нахождения. При желании учредителя на печать может быть помещено название предприятия на иностранном языке.
  6. Такая организация может иметь угловые штампы, фирменные бланки, собственный логотип (должен регистрироваться в соответствии с регламентом ФЗ) и т.д.
  7. Унитарное предприятие, находящееся на самостоятельном балансе, должна самостоятельно вести документооборот, переносить данные «первички» в соответствующие учетные регистры и составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.
  8. Правоспособность унитарных предприятий позволяет им заниматься только теми видами коммерческой деятельности, которые определены учредителями.

Создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия

Чаще всего необходимость в открытии таких фирм возникает при отсутствии возможности приватизировать объекты недвижимости, находящиеся в собственности государства.

Также унитарные предприятия могут открываться для оказания услуг, реализации конкретных видов товаров, решения вопросов социальной направленности.

В редких случаях подобные фирмы создаются для стимулирования отдельных отраслей народного хозяйства, получающих дотации от государства и характеризующихся обилием убыточных производств.

Собственником имущества, которое передается таким компаниям для ведения коммерческой деятельности, является:

  • Российская Федерация;
  • муниципальное образование;
  • субъект Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством права собственника на имущество (активы) унитарного предприятия реализуются органами государственной либо местной власти.

Унитарные предприятия лишены права создавать дочерние компании посредством передачи им части полученного от учредителя имущества.

При этом унитарным предприятиям федеральное законодательство позволяет приобретать различные активы, нести различного рода обязательства и выступать в качестве ответчика на судебных разбирательствах.

Российским законодательством запрещается создавать унитарные фирмы на основе объединения имущества, которое находится в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Решение о создании государственных и муниципальных унитарных организациях принимается органами власти, имеющими соответствующие полномочия.

Казенные компании создаются на основании решения, принятого Правительством России, органа государственной власти или местного самоуправления, субъекта РФ.

Данные мероприятия могут проводиться двумя способами: (1) реорганизации или (2) учреждения.

Ликвидация таких фирм может осуществляться на основании судебного постановления или по единоличному решению владельца переданного имущества.

В этом случае учредителем назначается комиссия (ликвидационная), к которой переходят на время проведения необходимых мероприятий управленческие полномочия.

Если при проведении ликвидационных действий будет установлены финансовая несостоятельность унитарного предприятия, из-за чего та не может погасить долги перед кредиторами, глава комиссии обращается в арбитражный суд с иском о признании ее банкротом.

Учредительные документы унитарного предприятия

Устав унитарного предприятия является его главным учредительным документом. Он разрабатывается и утверждается уполномоченными государственными и муниципальными органами, а также субъектами РФ.

Данный документ должен включать обязательную информацию:

  • полное и сокращенное название, реквизиты, адресные данные;
  • виды деятельности, указание, ради чего создается предприятие;
  • сведения об органе или субъекте РФ, являющихся собственниками имущества;
  • данные о руководящем составе унитарной фирмы, порядок назначения на должности и прекращения трудовых отношений;
  • размер УК (подробно расписывается, из чего он формируется);
  • сведения обо всех представительствах и филиалах унитарной фирмы;
  • порядок распределения прибыли;
  • порядок использования и формирования различных фондов;
  • другую информацию, которая не противоречит нормам Федерального законодательства.

После государственной регистрации устава в него могут вноситься изменения по решению собственника имущества.

Новая редакция учредительного документа также будет нуждаться в заверении со стороны уполномоченного органа.

Классификация унитарных предприятий

Разновидностей унитарных предприятий не так уж и много.

Если отвлечься от конкретных критериев, наиболее часто в хозяйственном обороте приходится сталкиваться с:

  • частными (учрежденными физическими лицами либо субъектами предпринимательской деятельности — теми же ООО),
  • государственными,
  • коммунальными,
  • федеральными,
  • муниципальными унитарными предприятиями.

Принадлежность к той или иной группе обусловлена «привязкой» к соответствующей административно-территориальной единице.

В наименовании коммунальных унитарных предприятий в обязательном порядке должны присутствовать слова «коммунальное предприятие», а также прямое указание на орган, которым оно было создано.

Если учредитель не возражает, унитарному предприятию ничто не претит создавать представительства и филиалы (и у нас, в России, и за рубежом).

Без разрешения собственника филиалы и представительства не могут создаваться. Их руководящий состав назначается дирекцией головного предприятия путем оформления доверенности.

Истечение срока действия договора найма руководителя филиала – недвусмысленный сигнал дирекции унитарного предприятия для отзыва доверенности.

Имущество (активы) унитарного предприятия

Полученное унитарным предприятием имущество (активы), может использоваться только в пределах прав хозяйственного ведения (большинство унитарных предприятий) или оперативного управления (бюджетные предприятия).

В обоих случаях предприятие имеет возможность распоряжаться не только закрепленным за ней имуществом, но и выпускаемой продукцией и полученным доходом.

При этом должны быть учтены ограничения, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Собственник оставляет за собой право решать вопросы, касающиеся создания и ликвидации унитарной фирмы.

Учредителем единолично принимается решение относительно того, будет ли проведена реорганизация унитарного предприятия, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач.

В любой момент собственник может провести аудит унитарного предприятия, цель которого заключается в проверке сохранности переданного имущества и его целевого использования.

Имущество (активы) унитарной фирмы может формироваться из нескольких источников:

  1. Собственник имущества лично принял решение о передаче его унитарному предприятию.
  2. Приобретаются активы и товарно-материальные ценности в процессе коммерческой деятельности.
  3. Привлекается заемный капитал (кредиты в банках, денежные средства частных инвесторов).
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Дотации из государственного или местного бюджета.
  6. Различные капитальные вложения.
  7. Прибыль, полученная предприятием от обществ и хозяйственных товариществ, в уставном фонде которых она владеет определенную долю.
  8. Пожертвования физических лиц или субъектов предпринимательской деятельности.
  9. Доход от аренды или лизинговых операций.
  10. Доход с продажи неликвидного имущества, после получения согласия его собственника.

Уставный фонд

Уставный фонд унитарного предприятия (муниципального или государственного) формируется из переданного собственником имущества.

В него могут включаться:

  • права (имущественные);
  • денежные средства, а также ценные бумаги (акции и проч.);
  • другие ценности, которые оцениваются в денежном эквиваленте.

Уставный фонд унитарного предприятия определяется только в отечественной валюте – в российских рублях.

Для государственных унитарных предприятий законодательно определена нижняя планка размера уставного фонда в пределах 5 000 минимальных зарплат, для муниципальных – не ниже 10 000 минимальных зарплат.

Казенные унитарные предприятия избавлены от необходимости формировать уставный фонд.

Период формирования уставного капитала ограничен тремя месяцами, отсчитываемых со дня регистрации предприятия.

Законодательство позволяет учредителю увеличивать уставный капитал за счет денежных взносов или дополнительного имущества. Для этого учредителем принимается решение, которое оформляется соответствующим документом.

Недопустимо уменьшать уставный фонд муниципального или государственного унитарного предприятия, если после данной процедуры его размер станет меньше утвержденного законодательством минимума.

Изменение размера уставного капитала влечет корректировку учредительных документов с обязательной государственной регистрацией внесенных изменений.

о том, что такое унитарное предприятие:

Источник: https://sprintinvest.ru/chto-takoe-unitarnoe-predpriyatie

Муниципальное унитарное предприятие — определение, форма собственности, деятельность

Кто является учредителем унитарного предприятия
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб.

610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Среди многообразия коммерческих форм ведения дел существуют особые понятия, которые отличаются от общих, потому что организатором-собственником для них выступает государство.

Происходит это на двух уровнях: федеральном – что носит название ФГУП, и местном – такое объединение называется МУП, или соответственно – федеральное и муниципальное унитарное предприятие.

Активы и имущество такого предприятия принадлежат не ему самому, а государственному куратору над ним. А прибыль исполнителям достается лишь частично.

Правовые характеристики МУП

В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:

  • он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
  • базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
  • имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
  • работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
  • распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
  • управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.

Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:

  • право хозяйственного ведения;
  • метод оперативного управления (казенные).

При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.

Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.

Задачи, решаемые муниципальными образованиями

Для чего были задуманы МУПы? Прежде всего, для недопущения тотального манипулирования в России жизненными нуждами граждан со стороны частных бизнес структур.

Основная задача муниципальных унитпредприятий – оказание доступных социальных услуг населению в сфере:

  • оформления и получения госдокументов;
  • здоровья;
  • образования, дошкольного, школьного;
  • телерадиовещания, коммуникаций (почта, связь);
  • коммунального обеспечения;
  • общественного транспорта.

И так далее, выбор направления не ограничен. Государственный контроль таких процессов позволяет избежать спекулятивного ценообразования, искусственных коллапсов, нехватки товаров-услуг первой необходимости. Цены, устанавливаемые на МУП-услуги, всегда доступны, работа стабильна, исполнитель известен.

Вместе с тем, вполне понятно, что муниципальное унитарное предприятие получает плату за свою работу от пользователей, а значит, осуществляет коммерцию. Поэтому на частый вопрос заинтересованных, МУП – это коммерческая организация или нет, есть один ответ – да, это коммерческое предприятие, получающее прибыль, но в интересах государства.

Права, ограничения, обязанности

Собственник-учредитель МУПа имеет право:

  • ликвидировать созданное учреждение;
  • изъять или ликвидировать выделенное для работы имущество, если посчитает его излишним либо неправильно используемым;
  • объединять разные объекты одного изначального фонда в один или разбивать их на несколько;
  • обозначить и получать часть или всю прибыль от деятельности учреждения.

При этом в его обязанности, согласно закону, входит лично:

  • обеспечивать подопечное учреждение требуемыми условиями;
  • определять функциональные задачи, следить за соответствием руководителя;
  • организовывать реструктуризацию, ликвидацию при возникновении необходимости;
  • следить за обеспечением сохранения переданной материальной базы.

Собственник, тем более, просто назначенный руководитель, не имеют права:

  • выделять из созданного МУПа новое юридическое лицо в виде дочернего образования (филиалы разрешаются);
  • допустить прямую приватизацию объекта (приватизация возможна только, если было разрешено и проведено преобразование в ООО);
  • передавать часть прав или все их другим лицам, неуполномоченным структурам.

Руководство унитпредприятия обязано:

  • выполнять возложенные задачи;
  • соблюдать устав;
  • подавать регулярную отчетность.

Руководитель не вправе на 2020 год:

  • своевольно продавать, делить, переоформлять имущественные активы;
  • самостоятельно распоряжаться всем доходом;
  • совершать сделки без участия собственника-учредителя, особенно, когда в этом есть заинтересованность самого руководителя (то есть, сделка подразумевает участие аффилированных лиц);
  • являться учредителем, руководителем, участником любого другого юрлица;
  • занимать параллельно государственную должность;
  • быть параллельно предпринимателем либо получать прибыль с работы в госструктурах, коммерческих-некоммерческих организациях.

Муниципальным УП на основе хозведения доступны более широкие полномочия. Им, в частности, дозволено, например, сдавать свободные помещения в аренду, создавать фонды из оставшейся части прибыли для собственных нужд, включая любые фонды помощи работникам.

Доход казенных предприятий (оперативное владение) идет только на обеспечение производства, возникшие излишки безоговорочно сдаются обратно государству.

Обязательные атрибуты учреждений

Как любое полноценное юридическое лицо и как государственный объект, указанные виды организаций обязательно должны:

  • иметь правильное название, раскрывающее их принадлежность к конкретному собственнику (Муниципальное унитарное предприятие «Городская недвижимость» города Уфы);
  • иметь учредительные документы, устав;
  • держать уставный фонд (не нужен для казенных форм);
  • пройти регистрацию в ЕГРЮЛ.

И, конечно, платить налоги.

Это было определение МУП для широкого понимания вопроса. Правовая основа деятельности государственных коммерческих УП лежит в Законе № 161 2002 года (14.11) и п.3 статьи 17 Закона № 131 2003 года. Изучение этих актов вместе с разъяснениями юристов помогут вникнуть в вопрос еще глубже для решения возникших проблем.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://ImeyuPravo.com/dogovora-i-biznes/munitsipalnoe-unitarnoe-predpriyatie-opredelenie-forma-sobstvennosti-deyatelnost.html

Что это означает муниципальное унитарное предприятие

Кто является учредителем унитарного предприятия

Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом.

Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия — это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

Характеристика унитарного предприятия в 2019 году

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
  • членство не предусмотрено;
  • управление осуществляется единолично.

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает.

Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения.

Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций.

Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица — устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе об этом четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам. Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

Их создают для решения актуальных вопросов.

В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей.

Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Реорганизация унитарных предприятий

Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение;
  • преобразование;
  • выделение.

Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности, для которых они были созданы.

Источник: https://urhelp.guru/biznes/chto-eto-oznachaet-municipalnoe-unitarnoe-predpriyatie.html

Профессиональный юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: