Все об административном праве

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО

Все об административном праве

Авторы: Н.Г. Салищева

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО, од­на из функ­цио­наль­ных от­рас­лей пуб­лич­но­го пра­ва пра­во­вых сис­тем со­вре­мен­ных ци­ви­ли­зо­ван­ных стран; со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих об­ществ. от­но­ше­ния в сфе­ре гос. управ­ле­ния, т. е. ис­пол­ни­тель­ной и рас­по­ря­ди­тель­ной дея­тель­но­сти гос.

ор­га­нов и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния при осу­ще­ст­в­ле­нии ими пуб­лич­но-вла­ст­ных пол­но­мо­чий. Пред­ме­том А. п. яв­ля­ют­ся об­ществ. от­но­ше­ния, скла­ды­ваю­щие­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях гражд. об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва в про­цес­се дея­тель­но­сти пре­им. ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и иных гос.

ор­га­нов, а так­же ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, гос.

и му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих при осу­ще­ст­в­ле­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ох­ра­няе­мых за­ко­ном прав и ин­те­ре­сов хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов в це­лях обес­пе­че­ния без­опасно­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, всех форм соб­ст­вен­но­сти, реа­ли­за­ции внеш­не­по­ли­тич.

и внеш­не­эко­но­мич. функ­ций го­су­дар­ст­ва и обо­ро­ны стра­ны. К пред­ме­ту А. п. от­но­сят­ся и те об­ществ. от­ноше­ния, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. дея­тель­но­сти ор­га­нов пра­во­су­дия (про­из­вод­ст­во по де­лам об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях).

Осо­бен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых от­но­ше­ний со­сто­ит в том, что од­ной из сто­рон та­ко­го пра­во­от­но­ше­ния все­гда яв­ля­ет­ся ор­ган (долж­но­ст­ное ли­цо) пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, об­ла­даю­щий оп­ре­де­лён­ны­ми го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми.

А. п. – срав­ни­тель­но мо­ло­дая от­расль пра­ва. В стра­нах Зап. Ев­ро­пы и в Рос­сии А. п. воз­ник­ло в 19 в. на ба­зе по­лицей­ско­го пра­ва, оп­ре­де­ляв­ше­го внут­рен­нее управ­ле­ние в го­су­дар­ст­ве и на­прав­лен­но­го в осн. на ох­ра­ну об­ществ. по­ряд­ка.

По­ли­цей­ское пра­во фор­ми­ро­ва­лось в эпо­ху аб­со­лю­тиз­ма, ко­гда го­су­дар­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ло обя­за­тель­ные пред­пи­са­ния для гра­ж­дан и обес­пе­чи­вало функ­ции по­ли­цей­ско­го над­зо­ра в це­лях «упо­ря­до­че­ния жиз­ни, бла­го­сос­тоя­ния и об­ще­ст­вен­ной нрав­ст­вен­но­сти».

Ин­сти­ту­ты А. п.

как от­рас­ли пуб­лич­но­го пра­ва, нор­мы ко­то­рой рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли дея­тель­ность пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, и осо­бый су­деб­ный кон­троль за пра­во­мер­но­стью её дей­ст­вий и ре­ше­ний фор­ми­ро­ва­лись под влия­нием ли­бе­раль­ных идей о ро­ли го­су­дар­ст­ва, про­воз­гла­ше­ния прин­ци­па при­ори­те­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Ро­ди­ной А. п. счи­та­ет­ся Фран­ция. Бо­лее ран­не­му фор­ми­ро­ва­нию адм. за­ко­но­да­тель­ст­ва в этой стра­не спо­соб­ст­во­ва­ла док­три­на, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ор­га­ны управ­ле­ния долж­ны быть бе­зо­го­во­роч­но от­де­ле­ны от су­дов.

Административное право в России

В до­ре­во­люц. Рос­сии А. п. раз­ви­ва­лось как про­дол­же­ние по­ли­цей­ско­го пра­ва. Ин­сти­ту­цио­наль­ное оформ­ле­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­тич. за­ко­но­да­тель­ст­ва про­хо­ди­ло по двум направлениям – обес­пе­че­ние «безо­пас­но­сти» и обес­пе­че­ние «бла­го­чи­ния». Нор­мы А. п.

, обес­пе­чи­ваю­щие «безо­пас­ность», рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли сис­те­му и ор­га­ни­за­цию по­ли­тич. и об­ще­уго­лов­но­го сыс­ка, сис­те­му кон­тро­ля за пе­ре­дви­же­ни­ем под­дан­ных в стра­не, цен­зу­ру пе­ча­ти, во­про­сы ор­га­ни­за­ции по­ли­цей­ской служ­бы (см. По­ли­ция) и т. п. Нор­мы А. п.

, рег­ла­мен­ти­рую­щие во­про­сы обес­пе­че­ния «бла­госос­тоя­ния», вклю­ча­ли кон­троль за вра­чеб­ным и строи­тель­ным де­лом, ох­ра­ну при­ро­ды, ре­сур­сов, по­пе­че­ние о пре­ста­ре­лых, во­про­сы обу­че­ния и др. Даль­ней­шее раз­ви­тие А. п. во мно­гом бы­ло свя­за­но с раз­ра­бот­кой Сво­да за­ко­нов Рос.

им­пе­рии, вклю­чив­ше­го раз­дел об адм. за­ко­но­да­тель­ст­ве, с из­да­ни­ем мно­го­чис­лен­ных цар­ских ука­зов.

Сис­те­ма ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых норм, сло­жив­шая­ся до 1917, в хо­де ре­во­люц. со­бы­тий бы­ла под­верг­ну­та ос­но­ват. ре­ви­зии. В го­ды сов. вла­сти А. п. раз­ви­ва­лось не­ста­биль­но, его нор­мы не бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны.

В совр. ус­ло­ви­ях А. п. – од­на из ве­дущих от­рас­лей пра­во­вой сис­те­мы РФ, обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вую за­щи­ту прав гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций в сфе­ре гос. управ­ле­ния, рег­ла­мен­ти­ру­ет гос.

служ­бу и её ре­фор­ми­ро­ва­ние, оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые взаи­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва с ин­сти­ту­та­ми гражд. об­ще­ст­ва, в т. ч. ус­та­нав­ли­ва­ет та­кие ад­ми­ни­ст­ратив­но-пра­во­вые ре­жи­мы (гос. ре­ги­стра­ция, сер­ти­фи­ка­ция про­дук­ции, ли­цен­зи­ро­ва­ние отд.

ви­дов дея­тель­ности, кон­троль и над­зор), ко­то­рые долж­ны спо­соб­ст­во­вать раз­витию пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и тру­до­вой ак­тив­но­сти в сфе­ре хо­зяй­ст­ва, раз­ви­тию куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и т. п.

Осо­бая за­да­ча ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­вово­го ре­гу­ли­ро­ва­ния – соз­дать пра­во­вые барь­е­ры бю­ро­кра­тич. про­яв­ле­ни­ям и кор­руп­ции в гос. ап­па­ра­те, по­вы­сить от­вет­ст­вен­ность чи­нов­ни­ков за вы­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на них функ­ций.

Нор­мы А. п. Рос­сии, как и др. стран, не под­верг­лись об­щей ко­ди­фи­ка­ции. В осн. ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы об адм. от­вет­ст­вен­но­сти и про­це­ду­ре её при­ме­не­ния (Ко­декс РФ об адм. пра­во­на­ру­ше­ниях). Час­тич­но ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы А. п.

в Зе­мель­ном, Вод­ном, Лес­ном, Воз­душ­ном, Гра­до­строи­тель­ном ко­дек­сах РФ и в от­рас­ле­вых фе­де­раль­ных за­ко­нах в сфе­ре ох­ра­ны здо­ро­вья гра­ж­дан, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, в сфе­ре обо­ро­ны и безо­пас­но­сти.

Од­на из осо­бен­но­стей А. п. РФ со­сто­ит в том, что эта от­расль пра­ва со­вме­ща­ет функ­ции ре­гу­ли­ро­ва­ния, управ­ления, ор­га­ни­за­ции, кон­тро­ля с юрис­дикц. функ­ция­ми (см. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юрис­дик­ция).

В сис­те­му А. п. вхо­дят пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют об­ществ.

от­но­ше­ния, ха­рак­тер­ные для всех сфер и от­рас­лей дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус гра­ж­дан, сис­те­ма, струк­ту­ра и пол­но­мо­чия ор­га­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, гос.

служ­ба, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус ком­мерч. и не­ком­мерч. ор­га­ни­за­ций, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность, адм. про­це­ду­ры, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юс­ти­ция). Эти ин­сти­ту­ты со­став­ля­ют об­щую часть А. п.

Пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют управ­ленч. от­но­ше­ния в сфе­рах эко­но­ми­ки, со­ци­аль­но-куль­тур­ной жиз­ни, ох­ра­ны об­ществ. и гос. безо­пас­но­сти, обо­ро­ны, внеш­них сно­ше­ний, юс­ти­ции, со­став­ля­ют осо­бен­ную часть А. п.

А. п. опи­ра­ет­ся на нор­мы и прин­ципы кон­сти­туц. пра­ва, оп­ре­де­ляю­щие пра­во­вую ба­зу дея­тель­но­сти ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, реа­ли­за­ции и за­щи­ты прав гра­ж­дан в сфе­ре дея­тель­ности пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. Нор­мы адм.

и гражд. пра­ва за­час­тую взаи­мо­дей­ст­ву­ют в про­цес­се ре­гу­ли­ро­ва­ния иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти и др. гражд. пра­во­вых от­но­ше­ний, ко­гда дей­ст­ву­ют со­вме­ст­но пред­пи­са­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра (по­ря­док гос.

ре­ги­ст­ра­ции юри­дич. лиц, вы­да­чи ли­цен­зий на отд. ви­ды пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, пра­ви­ла ан­ти­мо­но­поль­но­го за­коно­да­тель­ст­ва и др.) и нор­мы гражд. пра­ва, ре­гу­ли­рую­щие иму­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков гражд. обо­ро­та и т. п.

От­но­ше­ния, ре­гу­ли­руе­мые нор­ма­ми зе­мель­но­го, тру­до­во­го, фи­нан­со­во­го, эко­ло­ги­че­ско­го, ин­фор­ма­ци­он­но­го пра­ва, не­ред­ко за­щи­ща­ют­ся при по­мо­щи ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых форм и ме­то­дов, пу­тём при­ме­не­ния мер адм. при­ну­ж­де­ния, в т. ч. мер адм.

от­вет­ст­вен­но­сти.

Нор­мы А. п., в осо­бен­но­сти ре­гу­ли­рую­щие адм. от­вет­ст­вен­ность, тес­но со­при­ка­са­ют­ся с уго­лов­ным пра­вом, по­сколь­ку в со­ста­вах адм.

пра­во­на­ру­ше­ния и пре­сту­п­ле­ния не­ред­ко об­на­ру­жи­ва­ют­ся сход­ные эле­мен­ты (напр., мел­кое хули­ган­ст­во и ху­ли­ган­ст­во).

Дек­ри­ми­на­ли­за­ция уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, как пра­ви­ло, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём ус­та­нов­ле­ния адм. от­вет­ст­вен­но­сти за со­от­вет­ст­вую­щие пра­во­на­ру­ше­ния.

Ис­точ­ни­ки А. п.: Кон­сти­ту­ция РФ, кон­сти­ту­ции и ус­та­вы субъ­ек­тов РФ, фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные, фе­де­раль­ные за­ко­ны и за­ко­но­дат.

ак­ты субъ­ек­тов РФ; нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а так­же ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го само­управ­ле­ния, осу­ще­ст­в­ляю­щих го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ные пол­но­мо­чия; ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные до­го­во­ры и со­гла­ше­ния. Осо­бый ис­точ­ник А. п. – нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­во­вых до­го­во­ров РФ, об­щие прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва как со­став­ная часть пра­во­вой сис­те­мы РФ.

Административное право в зарубежных странах

Во Фран­ции А. п. фор­ми­ро­ва­лось в свя­зи с соз­да­ни­ем в нач. 19 в. адм. су­дов и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной юс­ти­ции как ин­сти­ту­та су­деб­но­го кон­тро­ля за гос. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей. Франц. сис­те­ма А. п. бы­ла вос­при­ня­та ря­дом ев­роп. стран, и к кон. 19 в.

сфор­ми­ро­ва­лась кон­ти­нен­таль­ная сис­те­ма А. п. Её це­лью яви­лось за­ко­но­дат. ре­гу­ли­ро­ва­ние управ­ленч. струк­тур и адм. про­це­дур. За­да­ча А. п.

со­сто­ит как в за­щи­те ин­ди­ви­дуу­ма от не­пра­во­мер­ных дей­ст­вий пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, так и в обес­пе­че­нии эф­фек­тив­ной дея­тель­но­сти ор­га­нов гос. управ­ле­ния (ис­пол­ни­тель­ной вла­сти). В ка­че­ст­ве пред­ме­та ре­гули­ро­ва­ния здесь вы­сту­па­ют об­ществ.

от­но­ше­ния в сфе­ре оп­ре­де­ле­ния струк­ту­ры, функ­ций и ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти ор­га­нов пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции и пуб­лич­ных уч­ре­ж­де­ний, адм. ак­ты, адм. про­це­ду­ры, пуб­лич­ная служ­ба, адм. юрис­дик­ция и адм. юс­ти­ция. А. п.

стран кон­ти­нен­таль­ной сис­те­мы рег­ла­мен­ти­ру­ет пре­ж­де все­го ор­га­ни­за­цию сис­те­мы ор­га­нов гос. управ­ле­ния, их взаи­мо­от­но­ше­ния, внут­рен­нюю струк­ту­ру и пра­во­вой ста­тус. Кро­ме то­го, нор­мы А. п. ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния ме­ж­ду адм. уч­ре­ж­де­ния­ми и отд. гра­ж­да­на­ми.

В анг­ло­сак­сон­ских стра­нах (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США) А. п. ста­ло са­мо­сто­ят. от­рас­лью позд­нее. Дол­гое вре­мя в Ве­ли­ко­бри­та­нии в от­но­ше­нии ор­га­нов уп­рав­ле­ния при­ме­ня­лись нор­мы об­ще­го пра­ва (com­mon law). С рас­ши­ре­ни­ем гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку и др. сфе­ры об­ществ. жиз­ни раз­ви­ва­лась адм.

дея­тель­ность и ук­ре­п­лял­ся ап­па­рат адм. вла­сти. Этот про­цесс со­про­во­ж­дал­ся по­яв­ле­ни­ем спе­ци­фич. норм, от­но­ся­щих­ся толь­ко к дея­тель­но­сти ор­га­нов управ­ления.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вое нор­мо­твор­че­ст­во со­сре­до­то­чи­лось на вы­работ­ке про­цес­су­аль­ных га­ран­тий прав ча­ст­ных лиц про­тив про­из­воль­ных дей­ст­вий гос. ор­га­нов. Осн. це­лью А. п. бы­ла про­воз­гла­ше­на за­щи­та ин­те­ре­сов ча­ст­ных лиц от про­из­во­ла со сто­ро­ны ад­ми­ни­ст­ра­ции. А. п.

оп­ре­де­ля­ет жё­ст­кие рам­ки дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­нист­ра­ции в це­лях ог­ра­ни­че­ния форм и ме­то­дов вла­ст­но­го воз­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ва на об­ще­ст­во и отд. лиц и с этой це­лью де­таль­но ре­гу­ли­ру­ет прак­ти­че­ски все ас­пек­ты от­но­ше­ний ча­ст­ных лиц и адм. ор­га­нов.

По­это­му во­про­сы про­це­ду­ры в анг­ло­сак­сон­ском А. п. яв­ля­ют­ся до­ми­ни­рую­щи­ми. Ор­га­ни­за­цию и струк­ту­ру гос. ап­па­ра­та А. п. рег­ла­мен­ти­ру­ет лишь в той ме­ре, в ка­кой это не­об­хо­ди­мо для ока­за­ния юри­дич. по­мо­щи ча­ст­ным ли­цам.

Источник: https://bigenc.ru/law/text/1801031

Административное право . Конспект по обществознанию, кратко. – УчительPRO

Все об административном праве

Раздел ЕГЭ: 5.11. Особенности административной юрисдикции

Для упрощения жизнедеятельности государственного устройства применяются административное право. Нарушение данных прав является проступком, за которое предусмотрено наказание.

Административное право — право, регулирующие общественные отношения в сфере управления.

Источники административных прав. Все нормы административного права, цели и условия их соблюдения прописаны в следующих документах:

  • Конституция РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • международные договоры.

Административная ответственность

При нарушении административных прав применяется административная ответственность.

Административное правонарушение — противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, на которого возложена административная ответственность. Характерными особенностями административной ответственности являются:

  • менее суровое наказание, чем при уголовной ответственности;
  • привлечение компетентных административных органов при вынесении решения;
  • привлечение физических и юридических лиц;
  • относительная простота исполнения;
  • оперативность;
  • экономичность;
  • регламентированность нормами административного права.

Административное наказание

Приведение в исполнение административной ответственности подразумевает применение административного наказания.

Административное наказание — определённый способ исполнения административной ответственности, предусмотренный законом, направленный на правонарушителя с целью предупреждения следующих правонарушений.

В зависимости от тяжести совершённого правонарушения могут применяться различные виды административных наказаний.

  • Предупреждение. Письменное уведомление о порицании физического или юридического лица.
  • Административный штраф. Денежное взыскание. В РФ административный штраф может составлять от 0,1 до 25 минимальных заработных плат для частных лиц, до 50 — для должностных и до 1000 — для юридических.
  • Принудительное изъятие. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей продажей данных вещей и возмещением бывшему собственнику полученной после реализации суммы за вычетом всех расходов.
  • Конфискация. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей передачей в собственность федерации или субъектов РФ.
  • Административный арест. Судья может назначить кратковременную изоляцию человека от общества за нарушение административного порядка (до 15 суток), требований режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции (до 30 суток).
  • Лишение специальных прав. Судья может назначить кратковременное лишение некоторых прав человека за систематическое и грубое нарушение административного порядка.
  • Выдворение за пределы РФ (депортация). Касается иностранных граждан и лиц без гражданства. Назначается судьёй в предусмотренных законодательством РФ случаях.
  • Дисквалификация. Судья может лишить физическое лицо права занимать определённые должности (руководство в исполнительных органах юридических лиц, вхождение в совет директоров, управление юридическим лицом) на срок от полугода до трёх лет.
  • Приостановление деятельности. Судья может ограничить деятельность физического лица в юридическом учреждении.

Порядок рассмотрения административных правонарушений

Порядок рассмотрения административных правонарушений и установление административной ответственности чётко регламентированы законодательством. Административное дело проходит следующие этапы:

  • объявление о рассмотрении дела компетентными органами;
  • установление присутствия необходимых лиц и выяснение причины неявки отсутствующих лиц;
  • разъяснение прав и обязанностей участников процесса;
  • рассмотрение дела;
  • вынесение постановления.

Вы смотрели конспект «Административное право»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Понятие, состав и соотношение административного права и законодательства

Все об административном праве

Понятие «административное право» применимо к трем ключевым направлениям. Речь идет об отрасли права, направлении юридической науки и об учебной дисциплине.

Определение 1

Административным правом принято считать направление российского права, регулирующее общественные отношения в направлении работы государственной администрации.

Административное право необходимо для установления порядка организации и работы государственной администрации, системы реализации ее управления в качестве ключевой части государственного управления.

Помимо этого оно необходимо для регулирования многих видов деятельности как физических, так и юридических лиц, ряда компаний, которые административное законодательство РФ определило как предметы ведения, ряда юрисдикций государственной административной власти.

Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.

В ряде ситуаций, когда имеют место административно-правовые юридические факты, отмечается переход всех частей отрасли административного права (речь идет о первичных явлениях, правовых институтах и подотраслях) к действию всеми имеющимися уровнями свободы, их регулятивная сила и энергия освобождается и воздействует на конкретные группы общественных отношений, а также на поведение некоторых субъектов. Стоит отметить, что непосредственно субъекты активно участвуют в процессе административно-правового регулирования. Основываясь на юридическом характере административно-правовых велений, они могут реализовывать их при помощи исполнения, эксплуатации или же следования им. Субъекты, которые наделены административной властью, осуществляют веления при помощи деятельности правоприменительного характера.

Административное управление появляется благодаря работе государственной администрации, деятельности государственной административной власти, которые следуют административному праву. Во время деятельности административного права, его ключевых первичных административно-правовых велений, а также ряда из образований происходит формирование административно-правового регулирования.

Таким образом, рассматривая действия административного права в первоначальном виде, без учета властной работы государственной администрации, исследователи уделяют особое внимание административно-правовому регулированию.

Замечание 1

Стоит отметить, что хоть властная работа государственной администрации тесно связана с деятельностью административного права, все же наблюдатели отмечают ее схожесть с административным управлением.

В современном мире для административно-правового регулирования свойственной находиться в тесной связи с административным управлением. Но исследовали административно-правового направления, основываясь на своих предпочтениях, целевых установках и ограниченных возможностях, сосредотачивают свое внимание или на анализе регулирования или же на анализе управления.

Специфика науки административного права

Определение 2

Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.

Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства. Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства.

В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права.

Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.

Опиши задание

Особенности административного законодательства

Определение 3

Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.

Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.

Замечание 2

КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.

Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.

Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.

В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.

5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.

Замечание 3

Следует отметить, что на основании данного анализа, можно сделать вывод, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой трактовки состава законодательства.

Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований. Данная ситуация не логична, в ней отсутствует последовательность. Таким образом, рассматривая тему состава отраслевого законодательства, важно видеть разницу между позицией, установленной в отраслевом юридическом законе, и авторской позицией.

Скорее всего, законодатель по прошествии определенного времени придет к непротиворечивому, последовательному и этимологически выдержанному пониманию состава российского законодательства, в состав которого входят нормативно-правовые акты, которые изданы в виде законов РФ, а также законов субъектов РФ. А до этого момента в сфере права, имеющей общеотраслевые кодексы, необходимо следовать установленному в них составу отраслевого законодательства.

По причине того, что с административным правом не происходила общеотраслевая кодификация, нет отраслевого федерального закона, который предложил бы юридическое решение темы состава административного законодательства.

Таким образом, каждый конкретный случай рассмотрения данной темы требует наличия соответствующих оговорок либо не использования понятия «административное законодательство», которое потенциально имеет ряд трактовок.

Лучше пользоваться терминами-заменителями, для которые не нужны дополнительные объяснения, так как они имеют однозначный смысл. Речь идет о таких понятиях, как нормативный источник права, закон, приказ и т.д.

Основная разница административного права в виде отрасли права и административного законодательства заключается в составляющих их первичных единицах. Нормативно-правовой акт – ключевая первичная единица административного законодательства. В состав его входит ряд разделов, статей, параграфов и пунктов.

Замечание 4

Административно-правовое веление является элементарной единицей сферы административного права, которая отвечает за ее регулирующее действие. Речь идет о принципах и нормах, индивидуальных установлениях, субъективных правах и юридических обязанностях.

В состав науки и учебного курса административного права входят систематизированные знания.

Для науки важно анализировать, исследовать административно-правовые явления, предвидеть их развитие, формировать предложения относительно систематизации административного права и законодательства, совершенствовать и повышать эффективность административно-правового регулирования.

Учебный же курс административного права используется в целях преподавания, изучения в образовательных учреждениях. Так, посредством передачи и освоения учебных знаний, данных, материалов по теме административно-правовой работы дает возможность обучающимся и обучающим раскрыть суть данной сферы и сформировать видение о ней, используя при этом учебные технологии.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/sootnoshenie-administrativnogo-prava-i-zakonodatel/

Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус

Все об административном праве

05 сентября 2018 43409 Сергей Алексеев

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также о других вопросах в области административных правонарушений рассказано в этой статье.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое. 

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.

От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.

Однако, некоторые деяния могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

 Признаки административных правонарушений: 

  • действие или бездействие физического или юридического лица;
  • виновность деяние может быть признано административным правонарушением только если оно совершено умышленно или по неосторожности;
  • противоправность деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  • наказуемость деяния наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия: 

  • объект посягательства собственность, общественный порядок, нравственность и т.д;
  • направленность деяния на отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы: 

  • административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
    • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
    • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
    • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
    • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
    • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
    • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
    • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
    • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
    • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
    • оборот либо хранение, равно как и употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
    • самовольная добыча янтаря;
    • самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда;
    • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
    • пользование без разрешения водными объектами;
    • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
    • порча земель;
    • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
    • искажение экологической информации;
    • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных.
  • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
    • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
    • повреждение электрических сетей;
    • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.
  • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
    • нарушение правил карантина животных;
    • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
  • Административные правонарушения на транспорте, например:
    • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
    • нарушение правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
    • безбилетный проезд.
  • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
    • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
    • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
    • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
    • невыполнение требований об остановке транспортного средства.
  • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
    • самовольное строительство, установка или проектирование радиоэлектронных высокочастотных устройств;
    • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
    • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
  • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
    • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
    • нарушение порядка ценообразования;
    • ограничение свободы торговли;
    • обман потребителей;
    • фиктивное банкротство;
    • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю.
  • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
    • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
    • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
    • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
  • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
    • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
    • недекларирование товаров и транспортных средств;
    • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты гос. власти, например:
    • незаконное ношение государственных наград;
    • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
    • невыполнение законных требований прокурора и другое.
  • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
    • нарушение иммиграционных правил;
    • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
    • незаконный провоз лиц через границу РФ;
    • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и т.д.
  • Административные правонарушения против порядка управления, например:
    • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
    • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
    • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
    • подделка документов, печатей и бланков, их использование.
  • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
    • мелкое хулиганство;
    • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе сроков постановки его на учет;
    • нарушение требований режима чрезвычайного положения;
    • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
    • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
  • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
    • уклонение от медицинского обследования;
    • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
    • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
    • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете.

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются: 

  • штраф денежное взыскание в пользу государства;
  • предупреждение выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  • лишение специального права лишение лица специального права, ранее предоставленного ему на законных основаниях, например, управлять транспортным средством;
  • приостановление деятельности организации временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  • конфискация принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  • дисквалификация лишение права занимать должности в органах организаций.
  • обязательные работы выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  • арест содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае.

Сергей Алексеев, Автор

В 2012 году окончил СЮА с квалификацией магистра. Уже несколько лет пишет тексты для Pravovedus.ru.

Другие статьи этого автора

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/

Профессиональный юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: